Диагностика формирование связной речи детей старшей группы. Методика изучения уровня речевого развития ребёнка. Методики обследование грамматического строя речи

Главная / Мода

Диагностика речи

1. Методика «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»:

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

Существительные

Прилагательные в обычной форме

Местоимения

Предлоги

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7баллов – средний

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

2. Методика «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов - ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных

с различными группами.

0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

3. Методика «Определение понятий»

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

связывать, щипать, колючий.

Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни

одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед".

Как бы ты объяснил это?».

Ребенку предлагается 1 набор слов.

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При совершенно неточном определении - 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

4. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов.

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,

связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда - «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд. Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда « велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед ", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до

40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов,

то он получает 6-7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла - низкий.

7.5. Методика «Определение активного словарного запаса»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

Таблица . Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребёнком

Существительные

Причастия

Деепричастия

Прилагательные в начальной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Предлоги

Однородные члены предложения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

6. Исследование ригидности речи

Цель исследования : определить степень ригидности речи. Материал и оборудование: цветные однотипные картинки с изображением пейзажей, размер каждой не менее 20х25 см, листы бумаги и ручка.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Если исследуется одновременно несколько человек, то лучше, чтобы каждый испытуемый получил картинку, а не разглядывал общий плакат. Испытуемым предлагают написать сочинение по картинке, но цель исследования скрывается.

Инструкция испытуемому : "Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке". Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – вычислить величину ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне слов вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз "и" также является словом, и все его повторения считаются.

Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в,абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной – в виде коэффициента "КР".

Анализ результатов

Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.

№п/п сотни слов в сочинении

Степень ригидности

лабильность

количество повторов

Первая сотня

10 и больше

Вторая сотня

12 и больше

Третья сотня

14 и больше

В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности. Среди причин может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Обычно они увлекаются литературой и филологией. Желающим совершенствовать себя важно заботиться о профилактике ригидности речи. Для этих целей можно работать со словарем синонимов, заменяя в своих текстах выступлений, сочинениях слова-повторы синонимами. Аналогичным образом можно развивать и устную речь.хорошо помогает при этом магнитофонная запись выступлений и бесед с дальнейшим ее анализом.

7. Исследование темпа устной речевой деятельности

Цель исследования : определить темп устной речи по тесту для чтения.

Оборудование : тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.

Процедура исследования

Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол.

Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом .

А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носонромор воров иушчцфх 000756 котонрортрр 11+3=12 15:5 = 24: 7 = 23 М + А = мама = ма! мама = папа каша + ша = ка

Инструкция испытуемому : "По моему сигналу "Начали!" как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!"

Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки.

Обработка результатов

Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.

Анализ результатов

Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.

Время чтения

Темп чтения

Примечание

40 с и меньше

За допущенные при чтении

ошибки ранг темпа чтения

уменьшается путем снижения

на одну строку вниз

от 41 до 45 с

от 46 до 55 с

от 56 до 60 с

В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим.

Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.

Методическое пособие

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

Перова Вера Николаевна,
старший воспитатель ГДОУ д/с №62
Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.

Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.

Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.

Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики.

IIМЛАДШАЯ ГРУППА

1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий..

Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.

2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./

Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла

Допускает 2 и более ошибки - 1 балл

3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.

Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Много ошибок - 1 балл

4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.

Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5.Назови у кого что?

Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.

Это хвост кого? - Лисы.

Это сумка кого? - Мамы.

Это машина кого? - Мальчика.

Это уши кого? - Зайца.

Материал:картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….

Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает две и белее ошибок - 1 балл

Инструкция к проведению:

2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.

3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.

4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..

5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит.

6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.

Итоговая оценка:

14- 18 баллов - высокий уровень

10 - 14 баллов - средний уровень

9 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/

Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/

Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/

Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/

Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает 1-2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает 1 ошибку - 2 балла

Допускает 2 и более ошибок - 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

5. Скажи правильно:

Яблоко. У Тани много …..

Дерево. В лесу много …..

Туфли. У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного

Числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина

Кофта бабушки - …

Газета папы - …

Нора лисы - …

/Чей? Чья? чьё?/

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./

Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./

Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./

Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.

Критерии:

Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10.Скажи правильно:

У меня есть карандаш. /ручка/

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Материал:

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

22 - 27 баллов - высокий уровень

15 - 21 баллов - средний уровень

14 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

Множественного числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными

Суффиксами.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - …

Лапа медведя - …

Шерсть волка - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

/Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Закончи предложение:

Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

Одна кукла, две …

Один шар, два …

Один жук, два …

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит.

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части.

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

24 - 30 баллов - высокий уровень

14 - 23 баллов - средний уровень

13 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь.

Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.

Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло.

Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор.

Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибки - 1 балл

2. Кто что делает? /с использованием профессии/

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла

Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла

Много ошибок - 1 балл

4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …,

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - …

Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/

Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7. Что делает мальчик?

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.

2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются.

6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети.

7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик.

Итоговая оценка:

17- 21 баллов - высокий уровень

12 - 16 баллов - средний уровень

11 и менее баллов - низкий уровень

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Факультет дошкольного образования

Диагностика речевого развития доклад

Студентки группы ЗДОПДП-10-4

Петровой Ксении Васильевны

Преподаватель:

Абричкина М.Е.

Магнитогорск, 2014

1 . Специфика психологической, педагогической и логопедической диагностики

2. Вариативные методики диагностики уровня речевого развития детей

3 . Обследование словаря детей

4. Изучение состояния грамматических навыков

5. Обследование состояния звуковой стороны речи у детей

6. Методика изучения связной речи детей

1. Специфика психологической, педагогической и логопедической диагностики

Диагностика – это деятельность, направленная на постановку диагноза.

Психологическая диагностика – это область психологической практики, работа психологов по выявлению разнообразных качеств, психологических и психофизических особенностей и черт личности.

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия (детей), а также прогнозирования тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования образовательного процесса.

Логопедия - педагогическая наука, занимающаяся изучением особенностей организации коррекционного воспитания и обучения при различных отклонениях в развитии речи.

Логопедия – наука о нарушениях развития речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Целью логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи, разработка системы преодоления и профилактики речевых нарушений и создание методов их предупреждения и преодоления.

Логопедическое обследование ребёнка предполагает:

Определение речевых расстройств;

Постановку заключительного диагноза учителем-логопедом;

Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры

речевого дефекта и уровня интеллектуального развития

Для проведения логопедического обследования используются простые и

высокодифференцированные методы:

Изучение документации (сбор анамнеза);

Метод беседы (с ребёнком, с родителями);

Метод наблюдения;

Метод тестирования;

Метод анкетирования.

Принципы психолого-педагогической диагностики:

1) Комплексный подход к изучению человека, т.е. систематического и целостного исследования индивидуально-психологического его становления и развития. Этот принцип реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики - личности, интеллекта, поведения и других более частных ее свойств. Психологическое обследование сопровождается оценкой состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, нервной системы.

2) Принцип единства диагностики и коррекции . Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами.

3) Принцип целостного изучения всех психических характеристик . Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого - его личности, интеллекта и поведения.

4) Принцип личностного подхода . Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Психолог должен принимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми придается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

5) Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник - то в контексте игровой деятельности, если школьник - в учебной.

6) Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении.

7) Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение обследуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов обследования. В этом случае особенно ценно взглянуть на одни и те же факты под разным углом зрения, выявить пробелы в полученной информации с тем, чтобы, восполнив их, составить адекватную картину психического статуса ребенка.

8) Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям. но был проведен анализ процесса выполнения заданий - способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза.

Развитие речи детей дошкольного возраста — процесс длительный и непростой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов. Речь не является врожденной способностью человека, а формируется наравне с развитием других умений. Активное развитие речи происходит в возрасте 1-3 лет, поэтому крайне важно уделить особое внимание формированию общения именно в этом возрасте.

Если речь ребенка раннего возраста связана главным образом с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник начинает понимать и сам ведет разговоры о вещах более отдаленных, которые он может лишь вообразить, мысленно себе представить. При правильном построении работы над формированием общения связная речь дошкольников в возрасте 3-7 лет намного лучше, чем у некоторых их старших товарищей. Малыши могут похвастаться довольно обширным словарным запасом, умением активно и грамотно им пользоваться. Развитие речи у дошкольников включает в себя умение владеть речью как средством общения с окружающим миром, понимание речи взрослых, умение пользоваться ею во время совместной деятельности, формирование собственной речи, изучение родного языка. Чем раньше будет начато развитие связной речи у дошкольников, тем свободней ребенок будет чувствовать себя в дальнейшем общении и понимании происходящего вокруг.

Речевые этапы

Развитие речи дошкольников можно разделить на 2 этапа:

  1. Возраст 1-3 года. Период активного знакомства и освоения окружающего пространства. Характеризуется основной мотивацией к общению, увеличением словарного запаса. Слова между собой грамматически не связаны, нет четкого применения множественных чисел и предлогов.
  2. Возраст 3-7 лет. Речь грамматически связная за счет собственного восприятия произношения фраз и предложений. Увеличение словарного запаса до 5 тысяч слов, применение множественных чисел. Появление дефектов произношения шипящих, свистящих звуков и букв.

Проблемы и диагностика

Актуальность проблемы речевого развития детей довольно велика, т. к. с возрастом они все больше учатся и подражают взрослым. При минимальном лексическом запасе дети испытывают довольно большие проблемы в процессе дальнейшего обучения. Крайне важно следить за произносимыми словами и фразами, постоянно общаться с ребенком, читать литературу, включающую в себя составление рассказов по картинкам. Развитие речи дошкольников формируется под влиянием взрослых, поэтому необходимо строить полноценную речевую атмосферу.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста имеет большое значение. Сюсюканье и изменение слов могут в дальнейшем негативно повлиять на речевое развитие детей дошкольного возраста. Наряду с новыми словами ребенок должен также овладеть и их значениями. Важно тщательно истолковывать значение нового слова, т. к. порой, не имея конкретного представления о значении того или иного слова, в разговоре ребенок не может четко выразить свою мысль. Произносимые не по возрасту сложные речевые конструкции или односложное общение могут также привести к отрицательному результату. В процесс формирования развития речи дошкольников можно и нужно включать игры, например, с названием предметов или составлением предложений по определенным сюжетам, ведь всем известно, что для детей игра — один из самых простых и действенных методов восприятия и изучения окружающего мира. Применение разного вида игр будет способствовать наилучшему результату — дидактических или творческих.

Нельзя не принять во внимание влияние сверстников на развитие речи у старших дошкольников. Огородить ребенка от произносимых слов на улице, в детском саду или любом другом месте просто невозможно. Но в этом можно найти положительный момент — это является поводом и возможностью для объяснения недопустимости произношения определенных фраз и выражений и отсутствия их в словарном запасе культурного человека.

На правильное и грамотное развитие связной речи может также повлиять и психологический фактор. Между речью и психологическим состоянием малыша стоит довольно тонкая грань. Начиная с 3 лет бурно развивается воображение и логика, и родители обеспокоены чрезмерным проявлением фантазии, начиная обвинять ребенка во лжи или большом проявлении эмоций. Делать подобное совершенно не нужно, т. к. это может привести к замкнутости, и ребенок совсем перестанет разговаривать. В данном случае лучше всего будет не ограждать малыша от фантазии, а направить ее в нужное русло.

Помощь логопеда

Нередко развитие речи детей дошкольного возраста требует вмешательства специалистов. Ожидание момента, когда малыш сам начнет разговаривать, может привести к ухудшению состояния. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш начинает говорить довольно поздно или его словарный запас крайне невелик. Переживать по этому поводу не стоит, ведь это не является нарушением, и методы коррекции имеют очень щадящее воздействие. И такие детские состояния вполне удачно поддаются корректировке, принося малышам огромное удовольствие от полученного результата.

В данном случае крайне важно взаимодействие специалиста с родителями, возможно даже составление особой индивидуальной программы, по которой малыш будет заниматься не только в логопедических и психологических группах, но и дома. При правильно выбранной тактике и совместной тщательной работе к окончанию корректирующего курса ребенок будет обладать необходимым словарным запасом, основами звуковой культуры речи и правильным построением предложений, что положительно повлияет на дальнейшее обучение.

Существующие методики

Методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста — это комплекс упражнений, направленных на формирование связной речи у дошкольников. У каждого комплекса упражнений определенная направленность и специфика, исходя из этого, пренебрегать тем или иным комплексом не советуется.

Для проведения анализа словарного запаса и правильности построения определенных фраз можно использовать упражнения, такие как:

  • перечисление слов, начинающихся на определенную букву;
  • составление фраз с включением слов и словосочетаний на выбранную тематику;
  • решение загадок на угадывание предмета по имеющемуся описанию.

При исследовании звуковой стороны речи предлагается разобрать слова по слогам, буквам и звукам. Для отработки дикции используются стишки-потешки, несложные скороговорки, фразы, содержащие определенные звуки. Данная методика развития речи детей дошкольного возраста позволяет уделить внимание использованию интонации, правильному голосовому звучанию, спокойному изъяснению.

Упражнения на развитие грамматической составляющей направлены на правильное построение предложений:

  • образование существительных во множественном числе и разных падежах;
  • согласование существительных с прилагательными;
  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование глаголов с применением приставок.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста состоит из упражнений на составление рассказа по готовым картинкам. Предлагается несколько картинок на определенную тему, которые ребенок должен составить в правильной последовательности и самостоятельно сочинить по ним рассказ. Рассказ может быть не только повествовательного характера, а, например, с описанием конкретного предмета или животного.

Монолог

Развитие монологической речи — это правильное построение речи одного человека перед определенной аудиторией. Обучение монологической речи у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:

  1. Составление рассказа исходя из определенного события или произошедшего факта. Рассказ может быть в объяснительной форме или сравнительной.
  2. Подробное описание предмета.
  3. Пересказ услышанного литературного произведения.
  4. Повествование о себе или своей семье, любимом занятии.

Диалог

Диалогическая речь — это разговор между двумя и более собеседниками, в процессе которого одни слушают, другие повествуют. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста может включать в себя:

  • беседы на конкретные темы;
  • коллективное обсуждение события, с выражением мнения и сложившегося впечатления;
  • создание ситуаций, требующих максимального речевого изъяснения;
  • ролевые игры;
  • совместную деятельность, требующую максимального изъяснения.

Диалогическая речь у детей дошкольного возраста активно развивается в быту, так как основное общение между людьми складывается из диалога. Ввиду этого стоит максимально обращать внимание на правильное построение и ведение диалога с малышами в период активного развития.

Параллельно со всеми вышеперечисленными методиками будет развиваться логическое мышление ребенка, фантазия, представление об окружающем мире.

Заключение

Речевое развитие дошкольников является одной из важнейших составляющих в формировании будущей личности. Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим фактом и оставлять вопрос развития связной речи без должного внимания. Важно помнить, что лучше вовремя вложить силы, время и терпение в развитие своего малыша и предотвратить возможные речевые нарушения, нежели позднее заниматься коррекцией языковой сферы.

Оглавление
1.Направления и задачи диагностической работы в области развития
детской речи……………………………………………………………………..3
2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования
разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи,
произносительных навыков……………………………………………………..4
Список использованной литературы…………………………………………..13
2

1.Направления и задачи диагностической работы в области
развития детской речи
Направления:
1. исследования проблематики языковых обобщений;
2. изучение детской речи как обращения;
3.разработка проблем преемственности в развитии речи в дошкольных
учреждениях усвоения родного языка в начальной школе (в системе
развивающего образования).
Направления разработки психолого­педагогических проблем развития
речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения
родному языку:
1.структурное ­формирование разных структурных уровней системы
языка - фонетического, лексического, грамматического;
2.функциональное ­формирование навыков владения языком в его
коммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения;
3.когнитивное,
познавательное ­формирование способностей к
элементарному осознанию явлений языка и речи.
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития
осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований,
изучающих разные стороны развития речи дошкольников (Ф. А. Сохин).
Основная масса исследований и диагностики речевого развития ведется
по основному направлению: исследование речи как одного из показателей
умственного развития (диагностика речи ребенка при поступлении в школу,
при решении вопроса об обучении по программе школы и т.д.) -
диагностируются конкретные функции речи, непосредственно указывающие
3

на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи,
лексическое наполнение языка, грамматический строй.
Основные задачи развития речи:
1.Воспитание звуковой культуры речи.
2.Развитие словаря.
3.Формирование грамматического строя речи.
4.Развитие связной речи.
5.Подготовка к обучению грамоте.
6.Ознакомление с художественной литературой.
Эти решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на
каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы,
меняются и методы обучения.
2. Особенности диагностической работы с детьми в области
обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя,
связной речи, произносительных навыков
Организация диагностики, выбор методик, качественный анализ
результатов обусловлены возрастом детей, индивидуальными особенностями
и программными требованиями.
В свете программных требований рассматриваются конкретные речевые
задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи,
воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи.
Пример:
«Методика обследования речевого развития старших

1.Звуковая культура речи (проверка звукопроизношения).
2. Словарь.
3.Грамматика (словообразование, словоизменение).
4

4. Связная речь.
Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагают
системное воздействие, состоящее из нескольких этапов (блоков). Для
каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и
тактика. Всего может применяться от трех до десяти этапов
диагностического обследования.
Процедура изучения уровня речевого развития включает в себя
следующие области исследования: состояние артикуляционного аппарата;
состояние звукопроизношения; характеристика устной речи: словарный запас;
грамматический строй языка.
Обычно исследователи выделяют 3 уровня развития речи: низкий,
средний, высокий.
Пример: «Методика обследования речевого развития старших
дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной.
Общий показатель развития речи определяется следующим образом:
Высокий­ высокие показатели по 3­4 параметрам при наличии среднего.
Средний­ средние показатели по 3­4 параметрам.
Низкий­ низкие показатели по 3­4 параметрам.
Для определения уровня каждый исследователь определяет параметры
и критерии, охватывающие все стороны речевого развития (Г.А. Любина).
Часто кроме описательного оценивания детских ответов используется
А.Г. Арушанова, Т.М.
количественное оценивание (Ф.Г. Даскалова,
Юртайкина). Оценивание в баллах в отечественной педагогике так же мало
разработано. В основном оценивают по 3­х балльной системе, где «0» ­ отказ
от ответа.
О.С. Ушакова, Е. М. Струнина предлагают комплексную методику для
выявления уровня владения речевыми умениями и навыками по разным
сторонам речевого развития детей четвертого года жизни.
1. Словарь. Выявить умения:
5

1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем
существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто
это? что это?
2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем
прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы
какой? какая?
3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием,
отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?
4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
5) понимать противоположные значения слов (большой - маленький,
громко - тихо, бежать - стоять).
2. Грамматика. Выявить умения:
1) образовывать наименование животных и их детенышей в
используя уменьшительно­
единственном и множественном числе,
ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята);
2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в
роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно
со взрослым.
3. Фонетика.
1) Уточнить произношение звуков родного языка,
четкое
артикулирование их в звукосочетаниях и словах;
2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию
целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
4. Связная речь.
1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию
картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
6

4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой
этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
По тем же разделам проходит диагностика речевых умений в среднем и
старшем дошкольном возрасте. Каждый раздел оценивается в баллах.
Существует ряд методик, изучающих отдельные речевые умения и
навыки.
Методика выявления уровня семантического развития детей младшего
дошкольного возраста. Данная методика изучает не столько количественный
состав его словаря, сколько качественное состояние лексики. Методика
состоит из трех групп заданий:
1 группа – умение называть предметы, их действия и качества, способность
относить названия предметов к тематическим группам;
2 группа ­ навыки использования в речи противопоставляемых языковых
единиц;
3 группа ­ навыки,
позволяющие оперировать значениями
грамматических элементов языка, а также навыки семантического отбора
слов в связном монологическом высказывании.
Для проведения обследования семантического развития младших
дошкольников с использованием описанной системы заданий требуются
наглядные пособия. Продолжительность беседы с одним ребенком составляет
не более 20 минут. Детям младшего дошкольного возраста предлагаются
задания, которые связаны между собой общей темой или определенным
сюжетом.
Пример заданий.
I группа заданий.
1. Что это? (Кукла, куколка.)
2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая...)
II группа заданий.
7

1. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьмет
длинный карандаш, а маленькая ­ ... (короткий).
2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два
человечка. Один ­ веселый, а второй ­ ... (грустный).
III группа заданий.
1. Кто­то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно
ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.)
2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На
стул, под стул, за шкаф.)
Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова
. Направлена на выявление понимания старшими дошкольниками
смысла (значения) слова. Состоит из ряда заданий на: составление
предложений с многозначными словами; составление предложений со словами
синонимического ряда; оценка (и исправление) словосочетаний и
высказываний по смыслу; подбор синонимов к словосочетаниям; подбор
антонимов к изолированным словам; подбор синонимов и антонимов к
ситуациям; определение значения слова; придумывание рассказов.
Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития
ребенка: как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслу
сочетать его с другими словами.
Педагогическая диагностика отдельных речевых навыков у
дошкольников продиктована практикой и жизненно необходима в
дошкольном учреждении. С ее помощью администрация сада и воспитатель
могут отслеживать реализацию годовых речевых задач, поставленных перед
педагогическим коллективом,
которые носят достаточно узкую
направленность (например: развитие связной речи дошкольников).
Все исследователи речевого развития детей отмечают огромную
вариативность в состоянии развития речи у дошкольников. такая
индивидуализация требует определенного подхода, когда по результатам
8

срезов по отдельным речевым навыкам педагог может составить
коррекционную работу для детей, отстающих в каком­то плане и для детей,
опережающих развитие.
Методики диагностики отдельных речевых навыков экономичны по
затрате временных усилий. Это позволяет воспитателю быстро получить
необходимые для работы данные и вовремя скорректировать воспитательно­
образовательный процесс.
Эти методики не трудоемки, что позволяет воспитателю группы или
администрации использовать их самим в рабочем процессе, не выделяя
отдельного дополнительного времени для их реализации.
Краткость методик не утомляет дошкольников. Их игровой мотив
делает выполнение заданий привлекательным для детей.
Требования к проведению речевого обследования предъявляются те же,
что и к методикам, определяющим общий уровень речевого развития.
Методика выявления уровня речевого развития детей методом
ассоциативного эксперимента. Эта диагностическая методика используется
для детей с более высоким уровнем умственного и речевого развития.
Ассоциативный эксперимент глубже других методик выявляет подготовку
ребенка к дальнейшему обучению в школе, умение логически мыслить и
передать свои суждения в связном высказывании (при толковании и
объяснении выбранных слов­реакций).
Для первого обследования (в начале учебного года) можно предложить
15 многозначных слов разных частей речи (по пять каждой): имена
существительные ­ игла, ручка, звонок, молния, лист; прилагательные ­
старый, легкий, тяжелый, острый, твердый; глаголы ­ идти, стоять, бить,
плыть, лить.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку: «Давай с тобой поиграем в
слова. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе в
голову, то и называй». Педагог называет слово игла, ребенок говорит шьет
9

(фиксировать ответы может второй человек ­ записать ручкой или на
диктофон); затем называется второе слово, за ним следующее.
Задание 2. Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается к
высказыванию ребенка: «Я сказала слово игла, а ты назвал слово шьет. Почему
ты подобрал это слово? Объясни». Высказывания­объяснения (толкование
значений слов) также фиксируются ­ это важный показатель речевого
развития детей.
Задание 3. Составление рассказа (сказки) на тему многозначного слова
игла. Это задание выявляет понимание детьми разных значений многозначного
слова и умение в сюжете отобразить это понимание. Рассказ лучше
записывать. Для анализа очень важно, какие предложения использует ребенок
для рассказа ­ простые или сложные, правильно ли они грамматически
оформлены и связаны ли между собой, передается ли содержание рассказа в
логической последовательности и соответствует ли заданной теме.
После выполнения трех заданий анализируются ответы детей. Все
ответы детей на задания разделяются на типы реакций, которые в свою
очередь оцениваются в баллах от 1 до 3. на основании качественного и
количественного анализа делается заключение о речевом развитии
дошкольника.
Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало
разработаны. В основном встречаются зарубежные тесты. В нашей стране
чаще всего используются составные методики, примеры которых
представлены выше.
Проведение обследования речевого развития должно осуществляться в
режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности,
поощрения ребенка, поддержки его педагогом. Результаты и качество
выполнения тестовых заданий ребенком будут зависеть от того, насколько
естественно и раскованно он себя чувствует.
10

При обследовании уровня развития речи очень важно отследить
адекватное восприятие и понимание методики и цели задания дошкольником.
Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли
понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания. Пример:
«Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по
О. Ушаковой. Задание: Объясни, почему ты к слову «игла» подобрал слово
«….».
Все проверочные задания рекомендуется подбирать таким образом,
чтобы игровая мотивация деятельности маскировала тестирующий характер
общения и делала задания привлекательными для детей. Пример: «Методика
выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по О.
Ушаковой. Задание: Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое
слово, а ты мне свое: ­ игла, звонок, молния; ­ легкий, острый, глубокий. ­
идти, падать, бежать.
Подбор содержания проверочных вопросов определяется возрастным
своеобразием детской речи и программными задачами. Пример: Методика
Г.А. Любиной (и коллектива) определяет особенности речевого развития
детей третьего года жизни и выявляет уровни речевого развития детей в
возрасте от двух до трех лет; речь детей четвертого года жизни; речь детей
пятого года жизни.
Наиболее трудным в диагностике являются анализ, интерпритация и
оценка результатов. При оценивании следует учитывать, что всякое
оценивание условно. Главной задачей обследования является контроль за
развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему, а не оценивание.
Достоинства методик, определяющих общий уровень развития речи в
том, что они дают наиболее полную информацию о состоянии развития
детской речи в группе. Педагог получает представление об индивидуальных
темпах речевого развития, о количественных и качественных изменениях, о
«речевых приобретениях» детей и о тех «западающих звеньях», на которые
11

необходимо срочно обратить внимание. Так же в методиках можно
заимствовать отдельные задания для узкого исследования состояния
определенных сторон речевого развития. При этом результаты сохраняют
свою достоверность.
Однако эти методики требуют больших временных затрат от педагога, и
для подготовки материала, и для проведения самого обследования, и для
обработки данных. Эти методики трудоемки в обращении, что так же требует
выделением педагогом личного свободного времени для их проведения. В
следствии вышесказанного, результаты обследования ожидаются долго,
отсутствует мобильность их использования в корректировки воспитательно­
образовательной работы.
12

Список использованной литературы
1.Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого
развития // Дошкольное воспитание. – 1991. ­ №7. – с. 76­82.
2.Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений /
Г.А. Любина. – Мн.: Науч.­метод. Центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. –
224 с.
3.Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей //
Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.: Научная
мысль, 1990. – с. 45­49.
4.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2­е изд. –
М.: Академия, 2007. – 256 с.
5.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.:
Институт психотерапии, 2001. – 256 с.
6. Ушакова О.С., Струнина Е. Методика развития речи детей
дошкольного возраста: Учеб­метод. пособие для воспитателей дошк.
образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
7.Юртайкина Т.М. Обследование речевого развития дошкольников //
Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 1990. – с. 127­136.
13

8. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Диагностика уровня
сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие
ребенка) / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М.: Аркти, 2000. – 54 с.
14

© 2024 elenamorkovkina.ru -- Женский портал - Елена Морковкина